Обжиг это процесс технологический, но для гончара это высокохудожественный процесс. Мастер управляет огненной стихией, направляя которую в определенное русло возможно достичь невероятных результатов – тонкая градация цвета изделия, разнообразие глазури и многое другое.
Даже в наше время, когда современные технологи породили более совершенные и безопасные гончарные печи, многие гончары, по старинке, продолжают использовать настоящие открытые печь для обжига керамики. Работа с живым огнем это поистине наслаждение для мастера.
Еще во времена Киевской Руси гончары использованы для обжига своих глиняных изделий гончарную печь или горн.
Как рассказывают горшечники, которые жили и трудились в 1920-х годах, горны делали для того, чтобы работать на свежем воздухе – ведь из-за жары летом в мастерской просто невозможно было находиться, а тем более работать.
Как оказалось, горн это более безопасное приспособление для обжига глиняных горшков, нежели гончарная печь. К тому же, горн требует к себе меньше внимания и ухода, нежели печь. Тем не менее, в летний период печь выполняла функцию сушки для глиняной посуды и других изделий.
С виду это была самая обычная русская печь, которая топилась по-черному, то есть без специальной трубы, но все же она кое-чем отличалась от русских печей. Сбоку печи устраивались два небольших отверстия-отдушины для дымоотвода.
Так называемый «под» собирался из кирпича, который был сложен на ребра в два ряда – образовывались три желобка, выходящие на шесток.
Чтобы процесс обжига был полноценным, на кирпичи складывали поперек до 15 полуторааршинных дровишек, сверху них устанавливали посуду и изделия из глины, подготовленные для обжига – за один раз в печь помещалось до 200 изделий среднего размера.